Gozapedia.ru
блог
индивидуальное обучение и сопровождение

тз и требования к товарам

статья 66 закона 44-фз

В закупочной документации аукциона на заказ в котором используются или поставляются товары (физически осязаемые вещи) должны быть явно приложены требования заказчика к этим товарам.
Смета, дефектная ведомость, обоснование НМЦ, и даже техническое задание не являются требованиями к качеству товаров по умолчанию, если об этом прямо не заявлено в инструкции по заполнению заявки.
Гипотетически заказчик может и не предъявлять никаких требований к товарам, но тогда ему ожидаемо поставят самое худшее из возможных.
При наличии требований участники пишут свои предложения из которых и состоит первая часть аукционной заявки.
Заказчик проверяет предложения участников на их соответствие своим требованиям до аукциона и отклоняет не прошедших такую проверку. Первые части заявок по умолчанию анонимны.

Также эта статья посвящена написанию технических заданий(ТЗ) в целом.
Это действительно сложная тема, требующая постоянной борьбы с ленью человеческого мозга.
Начнём с мыслей о том, как люди ходят в магазин за йогуртом. Ленивый мозг выбирает наиболее "красивый" , тот на котором нарисованы сочные фрукты, чьё название приятно ласкает слух, ассоциируется со скандинавией, или очень часто повторялось по телевизору...
Большинство людей производят эмоциональную (то есть очень глупую) оценку товара.
И лишь немногие "зануды", либо молодые мамы, берут этот йогурт, переворачивают, и вместо сочной картинки начинают читать его состав. Какая жирность? Нет ли там крахмала? Растительных жиров (пальмового масла)?


Так вот, закон требует от закупщиков производить рациональную (то есть умную) оценку и описание товара.
Как это не прискорбно, тяжело и очень лень, но только с помощью скучных технических показателей (в основном в цифре) определяется и описывается качественный товар для качественного выполнения гос.задач. Строго говоря это и есть основная работа закупщика: отличать хороший товар от плохого, плюс считать насколько хороший позволяет закупить бюджет.
Сенсация! "Заполнение тонны отвратных бумажек" не является сутью работы закупщика!

Грамотный (занесённый в красную книгу) заказчик выявляет критически важные для него потребительские свойства товара (не обязательно все) и указывает их худшие допустимые значения. Если его волнует только жирность йогурта, то он пишет "не более 4%". Если мы имеем дело с гениальным закупщиком, то он ещё и напишет "не должен содержать крахмал и растительные жиры".
И уж конечно этот редкий представитель человеческого рода никогда не указывает на название, бренд, фирму (юридически: товарный знак) этого йогурта (исключения ниже). Одна из основных задач закупщика - поддерживать конкуренцию: равные возможности для разных поставщиков.

Ленивый мозг: "Окей, ребята, я всё понял! Мне нельзя указывать товарный знак, нужно писать тех показатели. Сейчас я скачаю из интернета спецификацию нужного мне товара, скопирую её полностью (кроме бренда) в тех.задание и буду отдыхать. Правильно же?".

Нет, неправильно.
Давайте рассмотрим товар холодильник. В его спецификации указаны (например) такие уникальные параметры как габариты (размеры) в миллиметрах. Если вы бездумно скопировали эти размеры в ТЗ(техзадание), то участники теперь обязаны вам поставить именно такой холодильник с точностью до миллиметра. И такое ТЗ ограничивает конкуренцию, нарушает закон.
Да, можно взять показатели из данных понравившегося товара, но...
Очень глупо(и заказчик не обязан) перечислять абсолютно все показатели. Если речь идёт об обычном бытовом двухкамерном холодильнике то какая разница сколько его высота в миллиметрах?
*Если у вас ниша под холодильник ограниченных размеров, то да, вы осознанно ограничиваете размеры в ТЗ.
Очень полезно сопроводить данные (часть данных) расширительными формулировками ("более-менее" ,"от-до" итп), что бы участники могли представить любой товар, обладающий минимально допустимыми или более лучшими потребительскими характеристиками.

Ленивый мозг: "Что-то я совсем устал! Давайте я просто побольше напишу разной юридической воды типа:
"должно соответствовать требованиям законодательства, ГОСТ, СанПин, СНИП...", тогда всё будет выглядеть ну очень солидно и по-государственному, а я не буду ковыряться в этих нудных показателях, а лучше пойду отдохну!".

Стремление набить закупку всякой туфтой для придания ей "умно-государственного" вида и объёма является особо-тяжким следствием назначения на контрактную работу людей с особо-ленивым мозгом.
Закупочная документация вообще и техническое задание в частности это не школьное сочинение! Они не должны выглядеть "объёмно", "солидно" или "как у всех". Они должны не выглядеть, а быть точными.
Если ТЗ логически состоит из одной строчки "платки хлопчатобумажные 20х20 см", то и не нужно городить огород (эта строчка просто включается в контракт и всё).
Давно замечена прямая зависимость: чем больше (и типа "солидней") заведение - тем больше по объёму и соответственно нелепее по содержанию, его закупочная документация. И это не потому что йогурт для какого-нибудь пафосного департамента логически нужно описывать на трёх страницах, а для детского садика сойдёт и три строчки, нет. Просто в департаменте сидит целый закупочный отдел, которому нужно изображать свою исключительную занятость.

Ленивый мозг: Ну а как же легендарное "должно соответствовать ГОСТ"?
Все существующие товары в РФ должны соответствовать ГОСТ без "ценных указаний" контрактных управляющих.
"Требования" "соблюдать гост" так же юридически "значимы", как требования соблюдать Уголовный Кодекс, написанные дворником на заборе, то есть являются в лучшем случае напоминанием, а на самом деле - пустозвонством, имитацией работы.

Лирическое отступление: У некоторых производителей товаров слово "гост" используется в товарных знаках и даже рекламе. Предполагается, что люди купят сосиски "гост", думая, что они какие-то особо-качественные, а те, которые не называются "гост" - видимо наоборот.
Масштаб этого заблуждения сложно переоценить:
ГОСТ это минимально допустимые (то есть самые плохие) потребительские характеристики которые только можно производить и продавать в стране, и этому минимуму (например содержанию мяса) обязаны соответствовать все сосиски.
Немалое количество отвратного по качеству ***на, поставляемого, например, в армию, тюрьмы итп вполне соответствует ГОСТ... второму сорту*.
Таким образом, гордое заявление производителей о том, что они соответствуют ГОСТ, имеет такую же рекламную ценность, как если бы я (как юрист) хвалился соблюдением Уголовного Кодекса, то есть тем, что я не убиваю бабушек топором.

*Важно: если ГОСТ предусматривает марки или сорта, заказчику нужно указать (например)"сорт высший" или "не ниже первого". То есть разобраться в товаре и принять решение: хочет ли он качественнее или дешевле.


Трусливый мозг:"Но ведь все копируют эту бурду про госты! Как же я смогу иначе?".
Да, быть не таким как все критически тяжело. Можно хитрить: Соберите все эти параграфы из серии "должно соответствовать ..." в отдельный документ и назовите его "Напоминание о существующих НПА", потому что вы не можете включать как лампочку по своему желанию ни ГОСТы, ни санпины, ни УК. Можете только напоминать об их существовании.

Очень распространённой ошибкой является мысль, что контрактный управляющий способен (должен) разбираться во всех категориях товаров и услуг. Это невозможно.
Совершенно естественно, необходимо и законно привлекать к составлению сложных технических заданий и требований к товарам специалистов из соответствующих областей, в том числе нанимать их на контрактной основе.
Что бы не создавать тендер ради тендера (хотя такое возможно и иногда необходимо) - рекомендуется использовать для этих целей закупку у единственного поставщика
("прямой контракт" на составление технического задания в котором предусмотрена ответственность авторов за него).
Попытки самостоятельно "писать" тех.задания для ответственных заказов, не обладая соответствующей квалификацией, являются должностным преступлением (в том числе и бездумное копирование чужой документации).
Впрочем здесь мы натыкаемся на трусливый мозг, который зачастую считает, что
а)Любые связи с поставщиками до контракта греховны.
Конечно же это бред. ТЗ допускающее конкуренцию двух или более производителей на одну товарную позицию является полностью законным и это определяется логическим путём соотношения показателей. "Авторство" ТЗ юридического значения не имеет, точно так же как и "заточка" (на одного единственного производителя) является нарушением независимо от того, кто её писал, и независимо от того: был злой умысел, или это вышло "случайно".
б)госденьги это нечто святое, а тратить их на консультации и учёбу - святотатство.
Слишком тяжёлое заблуждение, что бы комментировать в этой статье.

Согласно закону в аукционной документации должна быть:

Инструкция по заполнению заявки

Практика "применения" этого пункта - ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: "... в таких-то параметрах выбирать участнику",
в 99% госзаказов мы найдём абсурдное :
"Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают".
Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком.
Точно так же как и с "гостами":
Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.
И точно так же как и с "гостами":
Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан.
Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы,
а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения.
В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы:
"Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям."
В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней:
"Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка.
Перечисление показателей через знак "/" означает, что участник может выбрать только один показатель из списка."

- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком.

Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов:
В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).
Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показатель Заказчику понравился товар:Заказчик пишет в требованияхучастник пишет в предложении
1. Товарный знак Samsung * товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
... ... ... ...

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара.
"Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент"
Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты).
Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, "закупка краски водоэмульсионной", "закупка холодильника".
***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик.
Исключения (там где можно и нужно указывать "фирму"):
- запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал);
- если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать "Страдивари".

Товар холодильник
показатель Заказчику понравился товар:Заказчик пишет в требованияхучастник пишет в согласии
1. Товарный знак Samsung ничего не пишет товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
2. объём 200л не менее 200л 245 литров
3. количество камер 2 2 2
4. класс энергопотребления А не ниже А А
5. кол-во рабочих циклов  более 20 000более 20 000 более 20 000
6. температурный режим  от -10 до +5не хуже чем от -10 до +5 от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа "минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до" итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы "А+", "А super-eco" итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно:
никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки "более-менее ", показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.
Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара - это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример "молоко". Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что?
Бодрый мозг: "Ограничение конкуренции!"
Правильно. Но с точки зрения заказчика его поварам неудобно работать с бидонами, а ещё в бидонах хуже хранится итд итп...
Юридически однозначного решения здесь нет. Как и нет повода для войны и ненависти. Если участник решит обжаловать требование к упаковке молока ,то только местное УФАС решит можно так или нельзя в этом конкретном случае.