Gozapedia.ru
блог
индивидуальное обучение и сопровождение

контрактная служба

статья 38 закона 44-фз

С принятием 44-фз в управлении госзакупками реализован принцип разделения властей.
Как должно быть (идеальный вариант):
По закупочной деятельности принимает решения и несёт ответственность не руководитель учреждения, а контрактная служба (контрактный управляющий) заказчика. Отбор и оценка деятельности таких сотрудников (в том числе с привлечение экспертов со стороны) - это и есть работа современного руководителя.

Конкретные должностные лица с перечислением их полномочий должны быть назначены руководителем в "Положении о контрактной службе", далее - просто положение.
типовое положение о контрактной службе скачать

    Основные полномочия контрактных служащих это:
  • Подготовка документации.
  • Размещение заказов.
  • Заключение(подписание) контрактов.

Если закупочный бюджет не превышает 100 млн за год - можно обойтись одним контрактным управляющим.

Работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Организации заказчиков должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц. В том числе обучать их на контрактной основе.

На контрактного управляющего оформляется электронная подпись(ЭП) - "флэшка" на которую заносится файл с данными о полномочиях субъекта (сертификат пользователя). Исходя из положения о контрактной службе, полномочия могут быть поделены между разными людьми и соответственно разными подписями.
ЭП получает её назначенец в региональном филиале Казначейства (возможно получение другим лицом по доверенности), а использует любое лицо, физически вставившее её в компьютер (возможно закрыть пин-кодом).
Всю полноту ответственности несёт лицо, указанное в положении (в рамках его полномочий) и соответственно то, чья (электронная) подпись ставится под закупкой при размещении.
Приказ о принятии в штат (и выплате зарплаты) прямого отношения к полномочиям и ответственности не имеет.
Графа "ответственное должностное лицо" на странице заказа (извещении), отдельной юридической силы не имеет, это справочные данные.

Нет никакого обязательства в закупочной документации ставить "шапки" и резолюции "УТВЕРЖДАЮ" и "СОГЛАСОВАНО" от имени директора. В правовом пространстве электронных подписей все эти бумажные атавизмы бессмысленны.
Если директор хочет ограничить контрактного управляющего дополнительными письменными согласованиями это делается внутренним документом - должностной инструкцией.

Как это происходит на практике - вариант "Паровоз":
Большинство начальников попросту не знают о принципе разделения властей.
Учитывая культурные проблемы с делегированием полномочий, в большинстве госучреждений ЭП оформляется на руководителя, а пользуется ей "доверенное лицо" - фактический котрактник.
Ещё более "российский" вариант - под ЭП паровоза закупками занимаются сразу несколько сотрудников "по чуть-чуть".
*Доверенность на использование ЭП руководителя - кривая полумера, но хоть какое-то решение. По крайней мере исполнителя нельзя обвинить в самоуправстве.
Со стороны исполнителей подобный подход также находит полную поддержку ввиду снятия с них формальной, и, что чаще более важно - психологической ответственности. "В случае чего" - "Паровоз" их прикроет административным весом.

Вариант Паровоз, как классическое российское "договоримся на словах" несёт в себе и классические риски:
Что если административный проступок самостоятельно совершило лицо, пользующееся ЭП руководителя ? - вопрос, не имеющий однозначного ответа.
Культура такова, что формализовать ответственность в большинстве российских госучреждений ещё долго не получится.
Например некоторые УФАСы, прекрасно понимая вариант "паровоз", присылают уведомления на имя учреждения в целом, не упоминая должностных лиц. Таким образом оставляя самим учреждениям решать, кого отправить "на ковёр", и, видимо, кого подставить под штраф тоже.
 
*Представлять интересы ответственного лица на слушаниях в ФАС и судах имеет право любое другое лицо, в том числе не связанное с контрактной службой либо нанятое на контрактной основе (действует по доверенности).

Комиссия по осуществлению закупок.

статья 39 закона 44-фз

*Недопустимо путать с контрактной службой!.
Заказчик обязан иметь на бумаге "объединённую комиссию" минимум из пяти сотрудников организации (включая председателя) для рассмотрения заявок участников торгов(ничем другим комиссия не занимается). Утверждает такую комиссию руководитель организации своим приказом. Нет никакого смысла создавать отдельно котировочные, конкурсные и аукционные комиссии.

Комиссия по осуществлению закупок является одной из самых застарелых и нелепых фикций в законе.
Сама мысль о том, что в персонале гос.учреждения наберётся аж целых пять сотрудников, разбирающихся в законодательстве - утопична.
Учитывая, что в 44-фз определена персональная ответственность и принцип профессионализма контрактных управляющих, было бы логично оставить проверку заявок ИМ, и отменить комиссии, в которых некомпетентные и безответственные люди якобы голосуют за соответствие заявок требованиям закона.

На практике голосований комиссии никогда не проводится ввиду их полной бессмысленности и необоснованности траты времени сотрудников. Решения о соответствии заявок принимают контрактные управляющие, практически вынужденные повсеместно фальсифицировать протоколы таких "голосований".